17 марта 2017 года Правящий епископ Россошанской и Острогожской епархии Андрей совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Митрофановском храме села Верхний Мамон. После чтения часов епископ Андрей  возглавил служение Божественной Литургии. Владыке сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Илья Безруких, благочинный Верхнемамонского церковного округа иеромонах Тихон (Жданов), протоиерей Виталий Шомин, иерей Виталий Сулик, иеромонах Евстафий (Гриценко), диакон Алексей Неделин. Среди присутствовавших в храме были зам. главы администрации Верхнемамонского муниципального района по социальным вопросам  Бухтояров Сергей Иванович и глава сельского поселения Верхний Мамон Сайгаков Виталий Иванович. Служба прошла особенно благостно и торжественно.

По окончании Божественной Литургии архипастырь благословил прихожан и обратился к собравшимся с проповедью, в которой на   примере ветхозаветного Ноя и его семьи спасшегося во дни всемирного потопа, когда все человечество населявшее землю отступило от Бога и его законов и за то было потоплено водами гнева Божия, показал что также и сейчас в наши дни когда современное человечество забывая вечные законы Всеблагого Бога тонет в пучине греха, Господь в Вечной своей любви к человечеству являет нам путь очищения наших душ во дни Великого поста по средствам хранения поста, молитвенного правила и участия в таинствах покаяния и святого причастия. Как после потопа Всемилостивый Бог явил к человечеству завет своей милости через радугу так и сейчас в дни Великого поста Бог являет свое милосердие к нам через свою Святую Церковь.

Общение Владыки с духовенством и прихожанами продолжилось затем в духовном центре им. Свт. Тихона Задонского за круглым столом.

Тема круглого стола «1917-2017гг.: уроки столетия. Духовно-нравственное наследие новомучеников и исповедников Церкви Русской Верхнемамонского района».

Владыко Андрей обратился к участникам круглого стола с приветственным словом и в заключение своего обращения благословил участников мероприятия.

С докладами выступили участники круглого стола: заместитель главы администрации Верхнемамонского муниципального района по социальным вопросам Бухтояров Сергей Иванович, с докладом на тему: «Новомученики и исповедники Верхнемамонского района Воронежской области» настоятель Троицкого храма в селе Лозовое протоиерей Виталий Шомин и с докладом на тему: «Деятели православия Верхнемамонского района» выступил заслуженный учитель Российской Федерации, историк-краевед, почетный гражданин Верхнемамонского района Шеньшин Дмитрий Федорович.

В ходе возглавляемого Владыкой круглого стола были подведены итоги обсуждаемой темы: В Евангелии Спаситель Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, говорит им: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5: 13).

Претерпевая страдания и смерть, мученики и исповедники помнили об этих словах. Их пример побуждает и нас сегодня быть той самой евангельской «солью», не стесняться своей веры в условиях, когда в обществе доминируют совершенно иные ценности, но проповедовать Христа всей своей жизнью.

Выступая перед участниками XXV Международных Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Мы призваны усвоить уроки минувшего века, ибо без живого желания понять собственное прошлое, у народа не может быть осмысленного пути в будущее. И главный урок, который должен быть вынесен нами из опыта минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога. Подобное общество — это, по слову Священного Писания, дом, построенный на песке, падение которого — падение великое (Мф. 7:26–27)».

Подводя итоги нашего мероприятия, мы можем заключить, что сила и единство любого народа, способного давать ответ на бросаемые ему вызовы, определяются, прежде всего, его духовной крепостью. Вершина же духовного возрастания — это святость.

Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской – это великая сила, которая способна оживотворять и укреплять жизнь всего нашего народа.

«Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда…»

               (Святейший  патриарх    Тихон)

Священномученик Петр (Зверев).

Он был архиепископом Воронежским. Пользовался большим авторитетом среди воронежских рабочих, что вызвало недовольство советской власти. В 1927 году был сослан в Соловецкий концлагерь на 10 лет. Скончался там от тифа в 1929 году, в возрасте 50 лет.

В 1919 г. в Воронеже, в монастыре Святителя Митрофана, семь инокинь были сварены заживо в котлах с кипящей смолой. По всей России пролилась кровь мучеников за веру Христову.

 

Священномученик Евгений Попов

пресвитер Ольховатский (+1937)

               Евгений Алексеевич Попов,

родился 10 января 1879 в селе Хлевное Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области); в 1899 году окончил Задонское Духовное училище; в 1920-е годы рукоположен в сан священника; служил в Преображенском храме слободы Ольховатка Воронежской епархии; в 1930 году арестован и по приговору коллегии ОГПУ по Центрально-Черноземной области сослан на 3 года в Уральскую область; в 1932 году, непродолжительное время проживал в городе Краснодар, затем переехал в село Поповка Россошанского района Центрально-Черноземной области; в октябре – ноябре 1933 года проживал в селе Гороховка Калитвянского района; в конце 1933 года переехал в село Ольховатка (ныне районный центр);

12 ноября 1935 года арестован; 14 мая 1936 года сессией Специальной судебной коллегии Воронежского областного суда в городе Россошь приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей; отбывал наказание в тюрьме города Россошь, затем перевезен в Мичуринск; 30 октября 1936 года доставлен этапом на Нерехтский (9-й) участок Волжского исправительно-трудового лагеря, что в Ярославской области; 22 сентября 1937 года приговорен, Особым Совещанием при коллегии УНКВД по Ярославской области, к расстрелу; 23 сентября 1937 года расстелен, похоронен в братской могиле на Нерехтском (9-ом) участке Волжского исправительно-трудового лагеря; прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 года.

Ворфоломеев Василий Михайлович

Родился в 1884 г., Воронежская обл., Верхнемамонский    р-н, Журавка; б/п; Проживал: Воронежская обл.,

 Верхнемамонский    р-н,  село  Русская  Журавка.
Приговорен: решение Президиума РИК в 1931 г., обв.: кулак.
Приговор: спецпоселение — Алданский  р-н  ЯАССР,

п. Лебединый, осв. 1947 Реабилитирован 20 февраля 1999 г. МВД Республики Саха(Якутия)

Источник: МВД Республики Саха(Якутия)

Удодов Александр Павлович

Родился в 1906 г., Воронежская обл., Верхнемамоновский р-н, УВД Воронежской обл.
Приговорен: Воронежским облсудом 11 ноября 1940 г., обв.: 58-10..
Приговор: расстрел

Источник:  УВД Воронежской обл.

Удодов Сергей Васильевич

Родился в 1899 г., Воронежская обл., Верхнемамонский р-н, с. Мамоновка;
Приговор: спецпоселение

Источник: УВД Воронежской обл.

АНПИЛОГОВ    ДМИТРИЙ    ПЕТРОВИЧ –

 родился в 1877г. в селе Русская Журавка  Верхнемамонского района Воронежской области в крестьянской семье. Сначала служил титором в храме, псаломщиком. Был рукоположен во диакона, а затем – в сан священника. Жил в селе Русская Журавка. Служил в храме села Пирогово, в Никольском храме с. Р. Журавка.   Когда начались гонения, отца Димитрия выгнали из храма, а храм закрыли. Продолжал жить в Русской Журавке, столярничал. Молился дома. В 1937 г. отца Димитрия и его дочь Пелагею выгнали из дома. Все имущество забрали, дом сразу продали. Отца Димитрия арестовали, а дочь стала жить у тети, сестры отца. Вскоре Пелагея узнала, что ее отец находится в тюрьме города Богучара. Она хотела увидеть отца, и пошла пешком из Русской Журавки в Богучар. Там передачу для отца приняли, а в свидании отказали.

Ходила она туда несколько раз, но отца увидеть не удалось. Последний раз она пошла в Богучар, когда в Р. Журавке был престольный праздник ( 8 ноября. Св. вмчч. Димитрия Солунского). Ей сказали, что ее отца здесь нет, и где он — не знают. Сухари, заготовленные для отца, она отдала незнакомому старику. Тот проводил ее до границы с Верхнемамонским районом. Уже потом Пелагея поняла, что старик знал о судьбе отца Димитрия, но не посмел открыть ей страшную тайну.

В девяностые годы внук отца Димитрия, Алексей Максимович Горяинов, послал запросы, чтобы узнать о судьбе своего деда, в областную прокуратуру и в областной архив. Спустя некоторое время был получен ответ, что

АНПИЛОГОВ ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ РАССТРЕЛЯН В ОКТЯБРЕ 1937 года в городе БОГУЧАР. ПОСМЕРТНО РЕАБИЛИТИРОВАН.

Анпилогов Григорий Андреевич

Родился в 1883 г., Воронежская обл., с. Верхний  Мамон; русский; б/п; смазчик обогатительной фабрики треста «Апатит». Проживал: г. Кировск, Нагорная ул., д. 24, кв. 15.
Арестован 6 августа 1937 г.
Приговорен: особая тройка при УНКВД по Ленинградской обл. 29 сентября 1937 г., обв.: 58-10-11 УК РСФСР.
Расстрелян 4 октября 1937 г.

Источник: Ленинградский мартиролог: 1937-1938

Из  воспоминаний  Агибаловой  Марии   Ивановны, жительницы с. Р. Журавка

Мой  дедушка, Посашков  Алексей  Никитович, после  окончания  церковно-приходской  школы Был  назначен  волостным  писарем. В гражданскую   войну  избежал  ареста, спрятавшись  в  подвале у  соседей. Но  в  30-х г.   его  арестовали  и  отправили  в  заключение  в г. Богучар. Каждую  ночь в  камеру  заходил  охранник  и  говорил : «Выходи  на  волю».  А  на « воле» — расстреливали. Подходила  очередь  и  дедушки  выходить  на  «волю», но  этого  не  произошло т.к.  был  издан  приказ  о  прекращении  гонений  и  его  действительно  выпустили. Выходя  из  тюрьмы,   он  увидел  за  оградой  вырытый  заключенными  ров, а в нем  горы  трупов  и  море  крови.  Тюрьма  находилась  рядом  с  храмом. Я  вместе с дедом  после  войны  ходила  на  службу  в  Богучар  и  он  показал  мне этот   ров .  впоследствии  его  разравняли…

НИКОЛАЙ   ЧУПРЫННИКОВ — 

родился в 1864году. Служил настоятелем Никольского храма села Русская Журавка. Храм был большой, трехпрестольный. Основной престол был освящен в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Другие два престола были освящены в честь святого великомученника Димитрия Солунского Святителя Тихона Задонского.

Отец Николай был, как раньше называли, десятильным ( благочинным). Под его руководством было десять приходов. Жил недалеко от храма.

Отцу Николаю в годы гонений, как и многим другим священникам того времени, пришлось пострадать за веру. Его забирали, сажали в тюрьму, но потом отпустили. Отпустили под Пасху. В храме на всенощную службу собралось много прихожан. Читают Деяния, люди молятся, плачут, ведь батюшки нет. А отец Николай вошел в храм через боковую дверь, его никто не заметил. Но вдруг все услышали его голос : « Благословен Бог наш…». Радости не было конца.

В 1937 году на праздник свт. Димитрия митрополита Ростовского, прихожане собрались в храме на службу. Но служба не началась. Пришли большевики, всех выгнали и начали все ломать. После этого храм был закрыт. Но о. Николая не переставали терзать за веру.

Отец Николай своего жилья не имел, жил скромно, молился. Тайно совершал литургию на дому. Просил похоронить его не как священника в пределах церковной ограды, а на погосте, чтобы большевики не надругались над его телом. Умер отец Николай на праздник св. Спиридона, епископа Тримифунтского в 1938г. в доме у бабушки Февроньи. Желание его было выполнено. Могила его находится на общем кладбище в с. Р. Журавка.

Священномученик Борис (Воскобойников), епископ Ивановский (†1937)

Священномученик Борис, епископ Ивановский

(в миру Семен Тимофеевич Воскобойников) родился в 1875 году в Воронежской губернии в семье священника. Закончил Воронежскую Семинарию, был рукоположен в сан диакона, служил в Лукинской церкви в селе Нижняя Гнилуша в Воронежской губернии, затем в Преображенской церкви в слободе Уразовая. В 1903 году он был рукоположен в сан священника и стал служить в Богоялвенской церкви в селе Новорождественское. Вскоре будущий священномученик поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия.

В Петербурге отец Симеон служил законоучителем в Александровской женской школе при доме призрения и в Николаевской торговой школе Санкт-Петербургского купечества. По окончании Академии он был назначен настоятелем домовой церкви в Николаевском доме призрения престарелых и увечных граждан. В 30-е годы отец Симеон Воскобойников стал иеромонахом и в 1936 году – епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. Но в том же году владыка был переведен на Ивановскую кафедру. Через несколько месяцев епископа Ивановского Бориса (Воскобойникова) арестовали и приговорили к 5 годам ссылки в Казахстан. Еще по пути к месту ссылки он был вновь арестован и приговорен к расстрелу. 6 декабря 1937 года епископа Бориса (Воскобойникова) расстреляли в Чимкентской области в Казахстане, погребен он был в безвестной общей могиле.

Иеромонах  Даниил  (Ворфоломеев)

Иеромонах  Даниил  (Ворфоломеев) ,

в  миру Сергий  родился  в  селе  русская  Журавка. Будучи  мальчиком, помогал  родителям  пасти  скот. На  пастбище  часто  уединялся, мало  играл  с  ребятами, за  что его  все  прозвали «Раб  Божий». Известно, что  в  1921  году,   находясь   у  своих  родственников  в  с.

Русская  Журавка,  написал  для  них  несколько  икон. Две  из  них-   сохранились  по  сей  день. Также  сохранились  и  2  фотографии  дореволюционного  периода.  Где  принял  постриг, когда и  где  был  рукоположен  в  сан  священника  неизвестно. До  родственников   дошли  слухи, что  он  был  арестован  в  1938  году  и  возможно  расстрелян.  

Из  воспоминаний  правнука ктитора 

храма  свч. Димитрия Солунского

Мяснянкина  Петра  Дмитриевича

Мой  прадедушка, Мяснянкин  Петр  Дмитриевич, родился  в  1860  году.

В 1930 г. его  арестовали  в  церкви  во  время  Пасхального  богослужения  и  отправили  в  ссылку  в  г.  Россошь. Арестована  была  и  его  невестка.

Дома  в  Русской  Журавке  остались  его  тяжело — больная  жена  с  малолетними  внуками. Сын  Григорий  и  внук  Алексей в  это  время  находились  в  г.  Воронеже  на  заработках.  Григорий, посоветовавшись  со  своим  начальником, хотел  ехать  в  Россошь, чтобы  повидаться  с  отцом, но  тот   рекомендовал  ему  этого   не   делать.

« Если  поедешь,  то  арестуют  и  тебя, —

сказал  он, а  не  поедешь, то  его  скоро  выпустят». И  действительно,  его  освободили.  Выписали  справку  и  сказали: « с  этой справкой  вас  не  тронут».

Но  вышло  всё  по-иному:  активисты  советской  власти  пришли  к  дому. Сломали  дом, все  постройки, забрали   скот, увезли  прадедушку.  Больше  мы  его  не  видели.   Целый  год  семья  из  7  человек  вынуждена  была  жить  в  погребе.  Потом  построили  полуподземное  помещение (землянку). В  этой  землянке родился  и  я. Прожили  мы в ней  3  года. Ну, а  в 1956  году  уже  построили  дом.

Храмы-мученики Верхнемамонского района

Казанский храм с. Верхний Мамон

     Его больше нет

Свято – Митрофановский  храм 

Храм Архангела Михаила с. Нижний Мамон

 

Храм Иоанна Богослова с.Гороховка

Церковь  евангелиста Луки   с. Приречное

Простреленные,  осквернённые   фрески

храма  Апостола   Иоанна   Богослова

села  Гороховка