АМВРОСИЙ (Погодин) Архимандрит

На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиях посреде его обесихом органы наша. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. – Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего. Помяни Господи сыны Едомския в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте до основания его. – Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень. Псалом 136.

 

Чудесный псалом! Один из самых прекрасных в книге Псалмов! И, однако, последние его два стиха звучат настолько жестоко, что их тяжело читать. Один из современных толкователей Библии так пишет о сем: «Приводя на память страдания Израильского народа, именно, невероятную катастрофу взятия Иерусалима Вавилонянами в 587-586 гг. до Р.Х., и уравнивая в одно врагов Израильского народа с врагами Божиими, все же этот стих в псалме остается тяжелым по своей жестокости. Просто хотелось бы, чтобы этого стиха вообще не было, или же по крайней мере был выражен в более мягком смысле» (Тhe Broadman Bible Commentary t.4, р. 444, Ed. 1971).

Ужасно себе представить, что преступная рука вражеского солдата схватила бы младенчика из его колыбели или вырвала из рук матери, и разбила его нежную головку о камень, который бы покрылся его невинной кровью! Ужасно! И как контраст сему нашему мысленному взору представляется Христос, Который обнимал, целовал и благословлял детей и объявил, что им принадлежит царство Небесное, и возвестил строгое наказание тем, которые портят детские невинные души (Мф. 18, 2-5; 18, 6; 19, 13 и парал.). Христос, благословляющий детей, окружающих Его и благословляющий младенцев, приносимых к Нему и покоящихся на руках их нежных матерей – вот, таков Он изображается и на иконах и начертывается в нашем мысленном представлении.

Ужас убиение младенцев, разбиение их о камень, сопровождал войны в древности. Евреи были беспощадны к своим врагам, и, как говорит Ренан, никто так не ужасен в своем гневе и мести, как евреи. См. например Иисус Навин 10, 35, 39; II Цар. 8, 2. Беспощадны были и враги Израиля и, вообще, древние народы. См. например Осии 10, 14; 14, 1. Наума 3, 10; Гомер, Илиада XXII; Лк. 19, 44; 23, 28-29.

Святые Отцы этот стих псалма – Блажен… иже разбиет младенцы твоя о камень – по различному толковали.

Св. Иоанн Златоуст так говорит о сем: «Этими словами псалмопевец рисует духовное состояние евреев: бешенство их, доходящее до того, что оно простиралось даже и на младенцев. Новый же Завет не так поступает. Но мы имеем заповедь заботиться о наших врагах и дать им еду, и молиться за тех, которые нам причиняют огорчение» (P.Gr. t. 55 со1. 407).

Блаженный Феодорит, со своей стороны, так говорит: «Оставляя Богу судьбу Иудеев, Пророк предсказывает имеющую наступить гибель Вавилонян. Называет: “окаянной”, в значении: “несчастной”. “Раз­ биет о камень” – потому что и сами они проявили жестокость к младенцам иудейским, и потому Пророк предсказывет им равное возмездие» (Р. Gr. t. 80 соl. 1929).

И, однако, представляется, что возможно сказать, что все это окончание псалма 136-го следует понимать и иначе. Не говорю о духовном толковании этого псалма у других отцов и древних подвижников, о чем будем говорить далее. Именно, все эти «черные блаженства» не являются языком проклятий, как это понимают некоторые толкователи (см. The Anchor Bible t. 3 р. 269, 273), но выражением глубочайшей скорби. Это слово горькой жалобы оных несчастных священников уничтоженного Вавилонянами прекрасного Соломонова храма, которые, отведенные в плен и находясь в чуждом и роскошном городе Вавилоне, плакали, сидя на берегах Вавилонских каналов и повесили на ветвях деревьев, насажденных вдоль оных каналов, свои музыкальные инструменты, напоминающие гусли, под аккомпанемент которых они пели священные песни в пределах Соломонова храма (см. Зигабен. Толковая Псалтирь, стр. 1069. Издание 1986. г. Монреаль). И когда Вавилоняне, взявшие их в плен, пожелали, чтобы они пели свои священные песни, как это они так недавно воспевали в роскошном Соломоновом храме, теперь представлявшим собою обугленные развалины, то они с плачем сказали им в ответ: «Мы не можем петь их на чужой стороне; вся наша душа полна воспоминаниями о незабвенном для нас Иерусалиме и его святынях», и затем, обращаясь к жительницам Вавилона, горько упрекнули Вавилон, говоря: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе». «Ты сама – мать, прижимающая к своей груди твоего любимого младенчика, пойми наше горе и страдание видеть наших младенцев убиваемых вашими мужчинами с такой беспощадностью и с такой жестокостью». И эти слова являются не проклятиями, не призывом к мести, а выражением горчайшей жалобы: это слова плача и слез, а не гнева и мести: «Тамо седохом и плакахом­» – скорбь сильнее гнева,  скорбь имеет в себе святость и кротость и заслуживает божественного утешения. И потому эти слова Священное Писание сохранило для нас. И что наше толкование справедливо показывает то, что Израильтяне, находившиеся в плену, никогда не воздали Вавилонянам тем, что так угрожающе звучит в псалме: исторически этого никогда не произошло, хотя при взятии Вавилона персами, они имели возможность, если бы желали, отомстить Вавилонянам. Во-вторых, изучая употребление в Библии наименований: «блажен», «блаженный», «блаженнии» и подобные – мы не находим ни одного случая, чтобы состояние блаженства не было бы духовного характера, отвечающего высокому состоянию истинной добродетели души и совершенно отвечающему понятию блаженства, высказанному в Новом Завете: так, «блажен» тот, кто уклоняется от зла, кто уповает на Бога, кому Бог не вменит греха; «блажен» кто заботится о бедном, кто имеет в себе страх Божий и возлагает свою надежду на Бога; «блаженны» и священники Божии, «блажен» кто сохраняет заповеди Божии и делает правду и жизнь которого проходит в благоговении пред Богом. Итак, вот, кого Св. Писание Ветхого Завета именует «блаженными».

Так, повторяю, грозные заключительные слова 136-го псалма следует понимать, как выражение горькой жалобы, и не более.

Возможно – и иное понимание: именно — «блаженны» те, кто духовно убивают «младенцев Вавилонян» о камень. И такое духовное понимание сего стиха псалма нам дали многие святые Отцы.

Псалмы – книга духовная и ее следует «духовно постигать», как говорит преп. Никита Стефат (Добротолюбие т. 5, стр. 578).

Ориген так говорит: «Те, которые, согласно учению Христову, уничтожают в себе духовные помыслы души, те разбивают младенцев Вавилонян о камень» (Р. Gr. t. 12 со1. 1659). Авва Евагрий говорит: «Кто истребляет худые помыслы в сердце своем, тот подобен тому, кто разбивает младенцы о камень» (Авва Евагрий, гл. 33 Добротолюбие ч. 1). Св. Кассиан говорит: «Тот разбивает младенцев о камень, кто разбивает плотские вожделения в самом их зачатии» (Добротолюбие ч. 11, гл. 56). В этом же понимании говорят и преп. Исихий (там же, гл. 27 и гл. 158), преп. Нил Синайский (гл. 69), Авва Дорофей, преп. Исаак Сирин (гл. 9), Св. Феодор Едесский (Добротолюбие ч. III, гл. 19) и другие подвижники. Блаж. Августин, со своей стороны, говорит так: «Мы являемся пленниками, лишенными святости и Иерусалима. Кто нас взял в плен? – Диавол и бесы. А Кто нас спас и искупил? – Христос. Дщи Вавилоня с раннего детства губила наши души всевозможными пороками, и ей следует воздать тем же, т.е. разбить о камни ее порождения. Что это за порождения? – Это рождающиеся дурные вожделения. О какой Камень разбить их? – “Камень же бе Христос” (I Кор. 10, 4). Вот это Какой Камень» (Р. Lat. t. 37 col. 17773-4).

Это – то, что нам внушает наша Мать, святая Церковь, в преддверие Великого поста. Она напоминает нам о нашей потере Небесного Иерусалима, о нашем изгнании, о нашем плену у злой силы, о нашем плачевном состоянии, и внушает нам, выходящим на поприще борьбы с грехом и начальником его, диаволом. Бороться с зараждающимися в нас злыми начатками и побуждениями и вожделениями с самого начала и появления в нас, пока они еще не окрепли, пока они еще «младенцы» и разбивать их о камень веры, терпения и упования на Камень и основателя Церкви и Спасителя нашего, Господа нашего Иисуса Христа.

 

Архимандрит АМВРОСИЙ (Погодин)
Русский пастырь №6/1990 г.

 

Толкование на псалом 136

Давиду Иеремием.655. «Евреи, отведенные в плен и потом возвратившиеся, рассказывают в сем псалме, что было в Вавилоне» (Бл. Феод.).

  1. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом. Св. Афанасий принимает сии слова, как предсказание о плене и скорбях его, а св. Злат. и бл. Феод., – как воспоминание о прошедшем. На реках. Вавилон лежал на обоих берегах реки Евфрата, который разветвлялся на множество каналов, как и другая река Вавилонии – Тигр. По св. Златоусту, «Евреи, как пленники, жили вне стен и городов»; в скорби естественно удалялись в места уединенные и, сидя на берегах рек или каналов, горько, горько плакали, воспоминая о Сионе, о храме, о родине.
  2. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. С Евр.: «На вербах посреди его (Вавилона или Вавил. народа) повесили наши арфы». Музыкальные инструменты, коими не могли и не хотели пользоваться Евреи, взяты были с собою последними, по устроению Божию, «для того, – говорит св. Злат., – чтобы и в чужой стране они имели памятники своего прежнего общественного устройства и тем более сокрушались, видя знаки тогдашнего богослужения».
  3. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. С Евр.: «Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселия: пропойте нам из песней Сионских». О словесех песней– о содержании песней; песни Сионския – те, которые пелись на Сионе, в храме, песни Господни (ст. 4), священные, которых не могли и недостойны были слышать нечестивые язычники. Притом Вавилоняне требовали петь Сионские песни «не для того, – говорит бл. Феод., – чтобы получить им от сего какую-либо пользу, но чтобы посмеяться над Евреями».
  4. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?Т.е. нам не позволительно петь; хотя мы и лишились отечества, однако продолжаем хранить закон и соблюдать его в точности» (Злат.) А закон повелевал петь свящ. песни только во храме, в Иудее.
  5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. «Пусть, говорит пророк, крепость моя, сила моя забудет меня, и пусть я буду безгласен от множества бедствий» (Злат.). Пленные Иудеи дают знать Вавилонянам, что для них невозможно забыть Иерусалим и его священные уставы, как невозможно забыть правую руку, всегда нужную. Но св. Афанасий и бл. Феодорит под десницею разумеют помощь свыше. Т.е., а если я забуду Иерусалим, то да не улучу помощи свыше. «Сию то помощь, – говорит бл. Феод., – пророк называет десницею».
  6. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. С Евр.: «Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего». Прильпни язык;«ибо что пользы, – говорит св. Афан., – иметь такое орудие слова, которое, по-видимому, здорово, но не издает должных звуков. Аще не предложу, т.е. если память о тебе, Иерусалим, предпочту всякому веселию. Ибо в таком только случае может быть, что и всякое другое веселие обратится мне во благо». «Слово: предложу, – говорит св. Злат., – значит: поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или лучше любовь и пламенное стремление к городу (Иерусалиму)». Т.е. «верх веселия для меня – зрение на тебя, Иерусалим, обновление твое, торжество среди тебя; потому что в них нахожу истинное наслаждение» (Бл. Феодорит).
  7. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте656, истощайте, до оснований его.С Евр.: «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его». Сыны Едомские суть Исавовы потомки – Идумеяне. Этот родственный Евреям народ был их злейшим врагом. С Филистимлянами они вместе и не раз опустошали Палестинские пределы (2Пар. 28:17). Бог, чрез св. пророка Авдия, обличал Идумеев за то, что они в день разорения Иерусалима Вавилонянами были вместе с ними; радовались гибели Иудеев и разширяли уста свои в день их скорби, т.е. смеялись и поносили; простирали руки на пленение в день несчастия их; стояли на распутиях, чтобы рубить бегущих, и таким образом не давали Евреям спасаться бегством (Авд. 1:11–15). За такие злодеяния и дам отмщение Мое на Идумею, говорит Господь, рукою людей Моих Израиля(Иез. 25:13–14), что и исполнилось в последствии; ибо Иоанн Гиркан наказал и поработил Идумеев по свидетельству Иосифа Флавия657. А потому слово: помяни– нужно принимать не как зложелание, а как предсказание.
  8. Дщи Вавилоня окаянная. С Евр.: «Дочь Вавилона, опустошительница»! Здесь слово Вавилон означает страну Вавилонию, а дочь – Вавилон город. Слово; окаянная658, т.е. злосчастная, или достойная жалости, – произнесенное во дни славы и могущества Вавилона, должно быть понимаемо, как предсказание о погибели Вавилона. Так и разумеют Отцы. «Это – пророческое слово, – говорит св. Афан., – и оно изображает падение Вавилона». «Здесь пророк, – говорит св. Злат., – предсказывает несчастия, которые постигнут Вавилон и, по причине имеющих постигнуть его бедствий, называет его несчастным». Так же и бл. Феод. Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. С Евр.: «Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам», – «т.е. блажен, кто и тебя сделает пленником» (Св. Афанасий).
  9. Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень. «Поелику Вавилоняне, – говорит бл. Феод., – жестоко поступали с младенцами Иудейскими, то пророк предсказывает им равное наказание». Св. пророк Исаия предсказывал, что дети Вавилонян будут убиты пред глазами их, что враги не пощадят младенцев их (Ис. 13:16–18); следовательно слова псалмопевца выражают не зложелание, но предсказывают, что случится при раззорении Вавнлона Киром и Дарием, Мидянами и Персами, по определению Божию: в нюже меру мерите, возмерится и вам(Мф. 7:2). По мнению св. Златоуста, приведенные слова псалмопевца «суть слова страсти пленных, которые требуют великого наказания, простирали гнев свой даже на младенческий возраст. Пророки, – замечает сей святитель, – многое говорили не от себя, но изображая и выставляя на вид страсти других. Сам же пророк стоял выше даже той меры возмездия, которая была дозволена ему законом (Пс. 7:5».

* * *

655

О сем надписании смотри в статье «о писателях псалмов».

656

 Истощайте εκκενουτε – (от κενοω – опоражниваю, опустошаю) – опустошайте, – «чтобы не оставалось и самых оснований города». Злат.

657

Гл. XII, 9. 1. Иоанн Гиркан (128 – 126 до Р. X.), сын Симона, возвратив все города, отнятые Сирійцами и Греками, подчинил и Идумеев, и, под страхом изгнания, заставлял их принять Еврейскую веру. См. Истор. Евр. народа – Гехта, гл. 2, стр. 28.

658

 Окаянная ταλαιπωρος – сугубо несчастная, – из ταλας – терпяший, несчастный и πωρος тоже – несчастный, слепой. Акила, Феодотіон перевели: разграбленная, опустошенная, или: которая будет разграблена. У св. Злат.

 

Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется… С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений