20 ноября в преддверии престольного праздника в храме Архистратига Божия Михаила села Нижний Мамон состоялось всенощное бдение. Служил настоятель храма иерей Виталий Сулик.

В день праздника, 21 ноября,  в храме был совершен  молебен с водоосвящением и Божественная Литургия,  которую возглавил благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин. Ему сослужили настоятель храма иерей Виталий Сулик и  клирики благочиния: протоиерей Владимир Ляхов и иерей Сергий Рязанцев.

Этот праздник – главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии он именуется «Михайловым днем» и очень чтим верующими людьми. Храм был наполнен верующими прихожанами и паломниками из соседних сел. Молящиеся едиными устами и единым сердцем вознесли свои молитвы ко всем Бесплотным Силам. Многие причастились Святых Христовых Таин.

По завершении Литургии верующие во главе с духовенством прошли молитвенным крестным ходом вокруг храма. После которого,  отец Иаков обратился ко всем молящимся с пастырским словом:

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Поздравляю вас с празднованием Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, а также с сегодняшним престольным праздником.

 Престольный праздник – это день, когда собирается приход в храме. Объединяется он молитвой, радостью и ликованием о том, что Господь действует в нашей жизни. И,  несмотря на все неурядицы, трудности и проблемы,  мы собираемся в храме,  разрешаясь от этих сложностей. Переступая порог храма, человек оставляет всё житейское и суетное, что беспокоит его в этой жизни, он устремляется всецело погрузиться в самое главное таинство Православной Церкви – это  таинство Святой Евхаристии.

И здесь, как учат нас святые отцы Церкви, следует отметить, что Небесные Силы желали бы приникнуть к пречистым дарам Телу и Крови Христовым, как это совершает человек, и не могут, поскольку они бесплотные духи.  И здесь мы, прежде всего, должны с вами помнить какова милость Всеблагого Бога к человеку — пребывать с Ним в единении, в молитвенном общении, когда Господь освящает наши души. И это общение человека с Богом подлинно может принести радость, блаженство и  настоящее счастье. Поэтому,  возрадуясь о Господе в богослужениях, в молитвенном общении с Ним, человек имеет возможность оставить все бренное и перейти из этой жизни в жизнь вечную, загробную, где он определяется на вечность. Участь его зависит от того, как он пройдет своё жизненное поприще. Но и проходя его, человек не остается один, ему помогают Небесные Силы. как пишет в своих посланиях апостол Павел:

Какое же место в нашей жизни занимают Небесные Силы? Об этом гласит Священное Писание.  Самая первая книга Библии – книга Бытие начинается со слов: Вначале сотворил Бог небо и землю. И далее бытописатель Моисей повествует: земля была безвидна и пуста. И здесь о небе больше не говорится ничего. По мнению блаженного Августина, о небе сказано вкратце, поскольку речь идет не о тверди, которую сотворил Господь, совершая шесть дней творения, но говорится о духовном ангельском мире. Для нас этот духовный мир сокрыт, невидим. Может быть единицы, кто сподобился особой благодати и дерзновения перед Господом, могут взирать на  ангелов и беседовать с ними. Для нас же это всё сокрыто. Но мы знаем, исходя из Священного Писания, из опыта и жизненного пути многих святых здесь на земле, что ангелы небесные непрестанно действуют в нашей жизни, являются нашим помощниками, хранителями, благовестниками. Как это было, когда архистратиг Божий Гавриил возвестил Пресвятой Богородице об особом служении, которое благословляется Ей Господом. Об ангелах мы слышим и из книг Ветхого Завета, где много раз описывается,  как архистратиг Божий Михаил не просто являлся израильскому народу, он сопровождал его,  когда народ совершал своё бегство из Египта в землю обетованную. И днем и ночью архангел был прислан израильскому народу, чтобы, помогать ему, совершать свой путь. И в другом месте говориться как архистратиг Божий преградил путь пророку Валааму, когда тот пошел за князьями моавитскими. Множество раз Господь благословлял Небесные Силы помогать нам, чтобы мы с вами не спотыкались, а утверждались в вере в истинного Бога.  Потому что они для нас являются не только заступниками, защитниками и сослужителями. Они являются особым примером того, как может совершаться служение Богу. Ведь кто такие Серафимы и Херувимы? Это огненные пламенеющие духи всегда находящиеся у Престола Владыки, и всегда славословящие Его.

А мы, обращая свой взор на свою собственную жизнь можем заметить, как часто мы спотыкаемся. Самая мельчайшая неприятность может остановить наше стремление к Богу. Может привести человека в состояние замешательства, колебания и сомнения. И вот здесь сбываются слова Священного Писания об Иоанне Крестителе, что он не был «тростью ветром колеблемою». А вот мы зачастую в своей жизни, допуская всё это, слабеем духом и уподобляемся «трости колеблемой». В чем же смысл этого колебания? Подул ветер с одной стороны, и она наклонилась от ветра. Подул с другой стороны и трость наклонилась в другую сторону. Вот так и мы с вами являемся во всей нашей многотрудной жизни здесь на земле колеблющими. И как нам избавиться от этого? Каким образом нам с вами побороться с этими сомнениями? Всякий раз, когда мы слышим из Священного Писания или из жизни подвижников о том,  как таинственным и чудесным образом совершаются избавления от неприятностей, как Господь своими ангелами спутешествовал кому — либо в пути, или избавлял кого — то от напастей – всё это является для нас свидетельством того, что Бог непрестанно, каждую секунду, каждое мгновение пребывает с нами. Не оставляет нас никогда. Нам же лишь стоит укрепиться, утвердиться в своей вере и не допускать этого колебания. Как говорит апостол Иаков в Соборном Послании: муж двоедушный не тверд во всех своих путях. Почему? Потому что все его действия зависят от того, насколько он стеснен здесь на земле или же насколько он благодетельствует. Поэтому апостол Павел обращается к нам и говорит: братья, ничто не отлучит нас от любви Божией. Ни скорбь, ни гонения, ни теснота. И мы с вами должны держаться за Христа всем своим естеством. И  душой и умом, и сердцем мы должны пытаться постичь то состояние, которое дарует Господь человеку – это  состояние мира и спокойствия. Об этом говорит Господь: научитесь от Меня,  ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Господь предлагает нам вступить с ним в общение, призывает каждого из нас в служение. И каждый из нас, по сути,  должен быть предстоятелем пред Богом не только за себя, но и за свой род, за своих близких, за своё Отечество.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы Небесные Силы во главе с архистратигом Божиим  Михаилом, которого мы сегодня прославляем в своих молитвах и песнопениях, всегда являлись для  нас свидетелями сущности духовной жизни. Свидетелями духовного бытия человека, его вечного пребывания, предстояния перед Богом и были для нас призывниками к тому, чтобы мы всегда горели к Богу, невзирая на все трудности и сложности нашей житейской жизни.

Всех вас, дорогие мои, поздравляю с праздником, отцов благодарю за совместную соборную службу.

Затем все продолжили общение за праздничной трапезой.