25 марта, в среду   4-й  седмицы Великого поста в храме Архистратига Михаила села Нижний Мамон состоялась Божественная Литургия Преждеосвященных Даров. Богослужение совершил благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин в сослужении настоятеля храма иерея Виталия Сулик. За богослужением молились прихожане храма и  паломники из с. Верхний Мамон. По завершении службы   отец Иаков  обратился к молящимся со словами наставления:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляю,  дорогие братья и сестры,  всех вас с Великим постом. Поскольку сегодня среда четвертой седмицы Великого поста, она именуется половиной поста. Половина наших трудов позади и в очередной раз стоит задуматься о том, как же мы послужили Господу, что же благое мы совершили в собственной жизни, чему мы научились,  и изменилась ли наша жизнь. Произошло ли хоть какое то малейшее изменение или перемена в нашем сознании, в нашем отношении к своей душе, к богослужебной, духовной жизни и к Господу нашему Иисусу Христу. Рассуждая о таких вещах,  стоит обратить внимание на то Ветхозаветное чтение, которое сегодня прозвучало на богослужении. А именно была зачитана паремия Ветхозаветная  — пророчество Исаии конец 26 – й и начало 27-й главы. Здесь пророк Исаия возвещает всем слушающим его: «Господь от святаго места Своего призовет всех на суд и земля не скрыет крови своей и явит всех грешников,  всех тех, кто ожидает суда Господня».  И это Богодухновенные слова. Это означает, что Святой муж пророк Исайя, изрек эти слова, находясь в Духе Божием.  Не от себя лично, от своих разумений и размышлений. Эти слова были  влагаемы в уста Самим Богом. Это Слова Бога. Поэтому мы опираемся на них. И, исходя из этих слов, можем четко сказать и самим себе,  и окружающим нас, что физическая смерть, как явление, не завершает бытие человека, а лишь подытоживает его жизнь во плоти здесь на земле. Когда рождается человек – ничего не приносит он с собой в этот мир. Приходит маленький сюда, безгрешный. Разве что под властью первородного греха находится он. Если сподобляется принять Святое Крещение, то освящается и просвещается от этого первородного греха, соделывается чистой душою и присягает на служение Господу. И в дальнейшей своей жизни, возрастая, он призывается свято и непорочно провести это состояние, сохранить и приобрести душу свою в вечной жизни. Но наблюдая за собой, за тем, что происходит в истории, мы с вами прекрасно понимаем, что не один раз мы попрали святое и очищенное Богом это состояние нашей природы, нашей души. Не один раз мы отступили от Бога, отказались от Него в своей жизни, изменили Ему своим грехом, причинили Ему рану. И навредили себе, а поскольку  Господь есть Любовь – любовью Он созидает нашу жизнь, то всякое совершение греха – есть пренебрежение Божественной Любовью. Это есть пренебрежение даром жизни, который мы получаем от Бога. И взирая на всё это, мы с вами должны задумываться над теми словами, которыми наставляет нас Священная книга Иисуса сына Сирахова: «Помни час смертный и вовек не согрешишь». Поэтому памятование о своей физической кончине – это есть начало лишь того, что мы начинаем задумываться о своей загробной участи. Поскольку физическая смерть – это есть переход из временного, телесного, материального и внешнего состояния в состояние духовное и вечное. Каждый из нас призывается в вечность. И вот какова будет эта участь, об этом говорит уже апостол и евангелист Иоанн Богослов в своей благой вести о Христе: «Наступает время и настало уже, когда те, которые сотворили благо, пойдут в жизнь вечную, а те которые сотворили зло – пойдут в вечное осуждение». То есть, наша загробная участь определяется нашей маленькой скоротечной  земной жизнью. Помните,  как сказано в Писании: « Если в малом был верен – над многим тебя  поставлю. Войди в радость Господина твоего,  а неверный в малом неверен и во многом …».

Если мы с вами не ищем здесь Христа и духовной жизни, не помышляем о вечности, своим узким сознанием живем здесь и сейчас и считаем наслаждением и блаженством лишь только то, что нас окружает, что мы видим, слушаем,   трогаем, ощущаем в своей жизни – всё это шаткое основание, то   опираясь на него, мы с вами заблуждаемся и падаем. Почему? Потому что Писание говорит: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». Потому что сегодня мы есть, а завтра эти мы можем быть уже не связаны. Об этом также говорит Писание тому человеку, который пытался создать рай на земле: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?».  Поэтому надежда    только лишь на внешние благи,  и на свою внешнюю скоротечную жизнь – это пустота и безумие.  Безусловно,  никто не говорит что мы должны пренебрегать нашим здоровьем, возможностью пополнить своё состояние, поделиться этим состоянием с ближним, всячески заботиться о пропитании своей семьи. «Всё это приложится вам» — говорит Господь. Всё это нужно, но это не должно обладать человеком. Поскольку  время, которое Господь нам дает здесь на земле не просто так, чтоб мы навеселились, нагонялись, а для того, чтобы мы освящали свою жизнь и свою душу. А самое главное, в чем мы должны трудиться и иметь основание – это мысли о вечности. Чтобы там быть со Христом. Но чтобы там быть с Ним, надо искать Его здесь. И когда человек находит Его здесь на земле, он не желает с Ним расставаться нигде. И об этом нам свидетельствуют многие примеры в истории человеческой жизни – мученики, исповедники, святители, преподобные, праведные, бессребренники. Почему? Они пренебрегли всем ради Христа. Они не взирали на уговоры, казни, гонения мира сего в любом виде. Среди ласкового слова, среди власти императорской,  злобы, ненависти и богатства, мирного или жесточайшего  времени – во всех обстоятельствах,  как говорит апостол Павел: «Ничто не отлучит нас от Любви Божией». И в эти святые дни поста  всё это принимаем, рассуждаем для того, чтобы взвесить ещё раз свою жизнь. Чтобы положить её на весы, где с одной стороны будет духовное, а с другой – телесное и плотское. Что же перевешивает. Как говорит Писание: «Никто не знает лучше,  что есть  в человеке лучше самого человека». То есть, я сам себе могу быть самым праведным судьей. И я сам должен внимать своей жизни, своей душе, взвешивать, исследовать, разбирать её – какова же моя жизнь,  как в мирное, так и в скорбное время. И вот то, что мы слышим и видим сегодня в мире не должно нагонять на нас страх, трепет или смятение. И если я чувствую, что во мне есть перемена в зависимости от того, что происходит в обществе и мире – это говорит о том, что я не имею твердого основания, то есть, Христа. А это значит, что мне полагает особо потрудиться ещё и ещё над спасением своей души. Потому что время моё проходит и книги совестные разгибаются. И блажен тот человек, который был благоразумный, богобоязненный, имел страх Божий. Тот человек, который свою жизнь пытался проводить по слову Божию. Именно памятование о кончине своей, об этом суде, о подытоживании и о том, что встреча неминуема с Богом и сохраняет нас от множества грехов. Многие люди думают, что если помнить о смерти, да ещё и в раннем возрасте – это неразумно. Ну зачем же себя раньше времени то огорчать и наводить на себя уныние и тоску? Вот именно, что не уныние и тоску, а трепетное отношение к своей жизни. Человек, помышляющий о смерти и о духовности, начинает ценить дар жизни, который ему дан. И он делает всё возможное, чтобы эта жизнь была благостной, радостной и мирной. Поэтому всем я вам желаю в эти святые дни поста, прежде всего, искать Христа. Искать место рядом с Ним. Стараться менять свою жизнь и как можно больше, ревностней и горячей стремиться к тому, чтобы в нас не осталось никакого греха, разделения с Богом, никакой язвы – ни духовной, ни телесной. Господь есть истинный врач, который врачует нас прежде всеоо от греха и смерти, и в силах нас даже воскресить. Как об этом свидетельствует патриарх Авраам, рассуждая о своем сыне Исаака – Бог силен и из мертвых воскресит. Всё Его! И земля и небо и преисподняя. Поэтому стараемся положить как можно больше трудов, чтобы приготовить себя к встрече с Богом при любых обстоятельствах. И стараемся, чтобы Христос, воскресший единожды,  всегда был в нашем сердце. Тогда жизнь наша будет мирная, благостная и спокойная здесь на земле. И в вечности не будем мы оставлены, но будем всегда с Отцом Небесным. Аминь. Всех вас поздравляю с этим великим временем. Желаю помощи Божией, молитвенного предстояния за себя, за свои семьи, за свой род, за своё Отечество.  Храни всех вас Господь!