14 ноября в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с. Осетровка состоялся престольный праздник. Божественную Литургию совершил благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин. Ему сослужил настоятель храма протоиерей Владимир Ляхов.
На литургии молились жители с. Осетровка и гости из окрестных сел.
Праздничное богослужение молитвенным и вдохновенным пением украшал хор певчих Свято-Митрофановского храма с. Верхний Мамон. Прихожане исповедались и причастились Святых Христовых Таин.
По завершении Литургии был совершен молебен с освящением храмовой иконы Космы и Дамиана в новом киоте.
Затем прихожане, во главе со священнослужителями под звон колоколов (звонил также колокол, сохраненный жителями села после разрушения храма, теперь возвращенный на колокольню) молитвенно прошли Крестным ходом вокруг храма.
Отец Иаков поздравил с престольным праздником всех присутствующих и обратился к ним с пастырским словом:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе досточтимый отец Владимир, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы с вами собрались в этом прекрасном храме для того, чтобы почтить память святых бессребреников Космы и Дамиана, чудотворцев Асийских . В честь этих святых был сооружен и освящен сей храм, который украшает не только наше благочиние и район, но является культурным и духовным наследием и достоянием нашей святой Русской Православной Церкви. Этот храм пережил множество тягостных дней — период безбожия, разрухи и гонения. В то время не только живые люди, исповедующие имя Христово были попираемы, казнены и уничтожены, но и всё то, что являет и несет в себе безмолвную проповедь. Это образы святых чудотворцев, молитвенников, служителей Божиих — это иконы Пресвятой Богородицы, иконы Спасителя, это храмы, увенчанные крестами и проповедующие своим колокольным звоном о том, что голос Божий призывает каждого человека к осмыслению своей жизни, к исканию веской причины своего бытия. Любая святыня, которая является достоянием Церкви Христовой – всё было попираемо. Как поступали с честными мощами, останками святых угодников Божиих, трудно даже и произносить, такое кощунство было совершено. Но несмотря на эту дьявольскую злобу и ненависть, наше Отечество пережило этот тяжелый безбожный период лихолетья. И те храмы, пусть не в полной славе своей, искалеченные и порушенные милостью Божией, остались до сего дня открыты и в них совершаются богослужения.
Вот и сегодня в нашем храме совершается Пасхальная радость, совершается престольный праздник. И вспоминая память святых бессребреников Космы и Дамиана, мне хочется вспомнить слова апостола Павла в послании Коринфянам, когда он, обращаясь к могучей общине, приводит им в пример малую Македонскую паству и говорит им: «Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией» (2 Кор 8:4:5).
Речь идет о том, что апостол Павел, как и прочие другие апостолы, распределяли различные подаяния и милостыни, поскольку служение нищим было одним из служений христиан. И каждая Церковь собирала определенное продовольствие и разделяла по всем неимущим — кто в чем нуждался. И вот эта Македонская община была самая маленькая, самая малообеспеченная, но, невзирая на своё слабое состояние, она желала отдать всё. И в этом они имели определенное служение – служение ближнему. В этом совершалось Слово Спасителя, которым назидается душа каждого человека. Более того, апостол Павел присовокупляет этому внешнему дару ещё больший дар. Македонская Церковь желала не только принести милостыню, но и отдать самих себя сначала Богу и потом уже нам как служителям Божиим.
Вот эта преданность и верность в служении Богу истинному является для нас особым примером. И призывает нас к тому, чтобы оглянуться и посмотреть на то, чем мы руководствуемся в своей жизни. Служим ли мы так Господу, являясь современной православной общиной, составляя тело Христово? Как апостол Павел в сегодняшнем послании говорит: «Вы тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор 12:27). И являясь частью этого тела Христова, так ли мы ревнуем о вере, служении и проповеди, как ревновали некогда те самые, упомянутые апостолом Павлом в Македонии. Почему об этом я говорю? Потому что их можно сравнить с неким ростком, который пророс между различными каменистыми возвышенностями, где казалось бы, и почва не та и климатические условия не те. Но вдруг произрастает величайший цветок, который украшает эти холмистые скалы, неровности и всё это несовершенство. И зачастую в своей жизни мы может быть тоже сталкиваемся с тем, что видим, где то в неказистой местности вдруг Господь благодатью Своей произрастает обильное травное цветение, которому мы умиляемся, которым мы наслаждаемся и видим в этом премудрую руку Творца и художника. Почему это происходит? Потому что цвет дает не внешнее (красота и могущество), а внутреннее – жизнь, которая пребывает в этом растении. Вот так и человек, если сравнить его с таким цветком, не внешними делами, могуществом, славой и какой то значимостью в обществе украшается, а своими внутренними добродетелями, служением Богу, ревностью в этом служении, милосердием, состраданием по отношению к ближнему.
Из внешне неказистых престарелых немощных старцев были явлены такие, как великий учитель Церкви молитвенник и монах преподобный Сергий Радонежский. Так, что когда его не знали люди в лицо, взирали на его внешность и думали, что это один из иноков, которые трудятся здесь в лавре на огороде и спрашивали у него: «А где ж игумена нам найти?». Внешне не могли даже помыслить, что это и есть тот самый великий угодник Божий, тот самый игумен, который основал монастырь. Вот так, взирая и на святых бессребреников Косму и Дамиана, мы с вами увидим, что они не монахи, не мученики за Христа, не святители, не были обличены властью священства дарованной от Бога. Он были простые врачи. Люди, которые имели некое познание в медицинской сфере. Но что удивительно и поразительно, будучи врачами, они совершали исцеление не какими — то своими знаниями в этой области, а одним лишь словом о Христе. А это слово и есть то самое зерно, которое сеется в нашу душу Богом. Но посеянное зерно само собой плода не приносит. Господь должен для этого плода послать и ранний дождь, и определенные климатические условия, которые создадут возможность для того, чтобы это зерно произрастило плод. Что это за необходимые климатические условия для нас? А это тот самый наш жизненный крест, который мы с вами проносим и сталкиваемся с трудностями, скорбями, болезнями и немощами. И переживая всё это, приготавливается достойная почва для нашей души. Чтобы слово Божие, будучи испытанное и испытавшее нас во всех обстоятельствах и стеснениях, принесло тот самый плод духовный. Который есть любовь, радость, мир, сострадание, милосердие, благость, кротость и воздержание. Таким образом, Господь и говорит: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 11:15). Хорошо нам слышать Евангельское слово, хорошо нам посещать храм Божий и умиляться от тех песнопений, которые там звучат. Но если мы с вами будем отвергать те самые духовные климатические условия, которыми Господь окружает нас, то это умиление так в нас и погибнет и не принесет никакого плода. Действенно, соединяя воедино своё внутреннее намерение, верность в служении Богу, любовь по отношении к Нему и стойко перенося все тяготы и нужды не потому, что Господь предлагает нам преграду и говорит — вот определенные условия, через которые можно достигнуть Царства Божия, а потому что мы в силу греховности своей изранены, искажены и многое не можем вместить и понять. И потому преподобный Гавриил (Ургебадзе) однажды произнес:
«Раньше я думал: “Зачем Господь посылает скорби на землю? А теперь я понял: камень разбивают молотом… Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу». Переживая их, у нас рождается терпение по слову Пимена Великого и это терпение дает нам возможность смириться пред Богом, совершить покаяние пред Ним во всех своих грехах и пороках. И уже с душой чистой, непорочной предстать пред Богом и иметь с Ним общение всегда — и в этой жизни и в жизни будущего века. Дай Бог, братья и сестры, чтобы сии служители Божии, которые имели такую веру, такое служение Богу, уповая на одно лишь слово Божие и произнося имя Его, совершая различные чудеса и врачевание в тягчайших болезнях, вселяли и в нас с вами надежду, веру и любовь по отношению к Богу. Дай Бог, чтобы жизнь наша украсилась теми добродетелями и внутренними духовными и внешними, которыми были богаты эти святые угодники Божии. О которых мы сегодня с вами молимся, которых мы просим ходатайствовать за нас и за всех православных христиан. Чтобы они всегда были для нас ярчайшим примером тому, как мы должны выстраивать свои отношения с Богом.
Особо мне хочется отметить, что в этом году сей храм празднует своё 125 – летие и, несмотря на трудности, прихожане этого храма сугубо потрудились и трудятся до сего дня во благо и украшение сего храма. О том, чтобы храм не просто принимал верующих, но чтобы была здесь активная жизненная позиция.
В этом году трудами прихожан и общины этого храма был сооружен стенд, который показывает нам историю богослужебной жизни этого храма. Она весьма поучительна и кто не рассматривал этот стенд, советую каждому из вас вникнуть и посмотреть. Потому что история – это есть наука о промысле Божием. Когда мы обращаемся к истории, то уже можем понять, когда промысел Божий вел человечество к тому, что сейчас имеется, что сейчас есть. Поэтому, слава Богу, что таким стендом украсился сей храм. По такому образу и подобию будем стараться украшать и прочие храмы. Дай Бог помощи Божией отцу настоятелю, всем прихожанам. И утешайтесь словами Священного Писания, где Господь говорит: «Не бойся малое стадо» (Лк 12:32). Пусть этот храм и паства его являются таким горным растением, которое стеснено со всех сторон, но, тем не менее Господь ждет, что этот малый цветок принесет свой плод и будет пред Ним украшен.
Служите Богу ревностно даже до конца своих дней. Всех с праздником, аминь!
В канун юбилейной даты на колокольне храма стараниями члена приходского собрания Антонины Сидоровой при активном участии прихожан был открыт музей, в котором разместили старинную утварь, предметы военного времени, стенд, посвященный  погибшим воинам в годы войны и в послевоенное время при разминировании и  истории православной святыни Верхнемамонской земли.