8 ноября Святая Православная Церковь совершает память святого великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого. Это духовное событие отпраздновали праздничным богослужением в Димитриевском храме с. Русская Журавка.
Божественную литургию совершил благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин. Ему сослужил настоятель храма иерей Сергий Рязанцев.
По завершении литургии отец Иаков, обратившись с пастырским словом ко всем присутствующим сказал:
Возлюбленные о Господе досточтимый отец Сергий, дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами ликуем и торжествуем, поскольку Господь собрал нас в стенах сего храма, чтобы почтить память святого великомученика Димитрия Солунского. А потому сегодня для нас совершается малая Пасха. Этот день совпадает также и с воскресным днем и Евангельская притча, которой назидает нас сегодня Господь, как никогда подчеркивает в себе достоинство служения и верности святого Димитрия ко Господу.
Это притча о богаче и Лазаре. В некоем селении жил богатый человек, который одевался в порфиру и виссон. Неслучайно евангелист указывает на его одежду. Потому что это было особой роскошью. Это было значимо и особо избирательно для богатых людей. Это был знак отличия богатейшего человека от всех остальных. Одежда, которой украшался богач, была на нем всегда, изо дня в день. И жизнь свою проводил он, как глаголет нам церковнославянский язык «светло». То есть, в пиршествах, празднествах, пьянстве, роскоши и в услаждении своих страстей. Это было обиходом его жизни. Был же при его дворе некий бедный человек по имени Лазарь, который не имел на себе нормальной одежды. В струпьях, в язвах, в ранах он пребывал около дома этого богача. И даже слуги богача не напитали ни разу этого бедного человека. Сбываются здесь слова Священного Писания, где сказано: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26). Видимо и слуги, видя изо дня в день такое роскошество, ликование и жестосердие своего хозяина , также осквернялись, ожесточались от этого, и принимали это как нормальный образ жизни. Принимали это как доблесть человеческих отношений. Но не бывает попираем Господь и не оставляет Господь избранных своих. Поэтому, даже псы приходили и лизали эти раны на теле бедного Лазаря. Слизывали гной и тем самым, на какое то время облегчали страдания этого человека. Как этим не обличиться тому, кто может в полноте помочь ближнему и исправить то тягчайшее бремя, которое ближний несет. Но не обличаются ни богач ни слуги его. И вот, по прошествии многих лет почил Лазарь, также умер и богач. Душу Лазаря ангелы, приняв, вознесли на лоно Авраамово. Богача же похоронили со всеми почестями, предали тело земле, богатство его разделили и, нет человека. Ничего не осталось от богача. И тот и другой приходят в вечность. Для Лазаря вечность становится великим утешением, блаженством, духовной радостью и ликованием. Ибо он был на одном лоне вместе с праотцом нашим Авраамом и всеми верными чадами, угодившими Богу. Мы помним, как сказано в Писании об Аврааме: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак 2:23). Потому отцом верующих именуется этот святой. А для богача вечность стала погибелью, крахом и трагедией. И что самое страшное – нет конца этой трагедии. Потому что она вечность. И тогда, как описывает нам евангелист Лука, бывший богач из бездны ада поднял глаза и увидел Лоно Авраамова и Лазаря. И возопил тогда он: «Отец мой Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы тот обмакнул в воду кончик пальца и охладил мой язык, потому что я мучаюсь в этом огне”. На что Авраам ему говорит: «Дитя, вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь получал только злое. Сейчас же он здесь получает утешение, а ты страдаешь. И кроме того, между нами и вами — огромная пропасть, так что даже, если бы кто и захотел отсюда пойти к вам, он не смог бы, и никто оттуда не может перейти к нам”. Тогда сей несчастный богач обращается к Аврааму “Тогда прошу тебя, отец, пошли Лазаря в дом моего отца. У меня пятеро братьев, пусть он предупредит их, чтобы и они не попали в это место мучений”. На что Авраам отвечает ему: «У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их». А богач говорит: «Нет отче Аврааме, но если кто из мертвых явится, то покаются». А Авраам ему отвечает: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк 16, 14–31).
Потому что образ жизни, в котором они пребывали, ожесточил их сердце, помрачил их ум. И даже если сей Лазарь, который их земными мерками и ценностями считался ничем, придет и скажет, что вот брат ваш богач мучится – исправьте свой путь, его даже не заметят и не услышат. Более того, с презрением ещё раз отнесутся к нему и плюнут на него. Авраам указывает, что у них есть Моисей и пророки, достаточно благодати Божией для каждого из нас в наших жизненных обстоятельствах, чтобы нам прийти к Богу. Достаточно всех тех знамений, которые мы имеем от Бога для того, чтобы нам возгореться жаждой общения с Ним и откликнуться на призыв Божественной любви. И если мы этого не делаем, то даже если и весь мир содрогнется, и мертвые к нам придут – не покаемся. Здесь на земле Господь положил покаяние. Всё что нам необходимо для спасения – уже сделано. Жертва Христова искупительная принесена. Кровью Его святой мы очищены. И нам дается величайшая возможность откликнуться на этот призыв Божественной любви. А потому, братья и сестры, сия притча научает нас сразу нескольким моментам, которые должна вместить наша душа. Прежде всего, пагубность и трагедия человеческой жизни, которая отрицает милосердие и сострадание по отношению к другому. Ведь показана разница не только аскетической жизни Лазаря и богача. Понятно, что сей был подвижник и был аскет и находился в изнурении своей физической плоти. Тот же находился в пиршествах, празднествах. Но не только этим душа обличается, ещё более обличается тем, что обладая этими благами земли, человек не мог распорядиться ими во благо своей души. Ведь он вполне мог, видя Лазаря, милосердовать о нем, обвязать его раны, обмыть, очистить их, посадить его за свой стол и напитать его. Казалось бы, какое малое дело. Но и это дело могло бы облегчить его загробную участь. Но он и это отметал.
Поэтому, когда мы с вами исследуем свою жизнь и понимаем, что мы не подвижники, не исполины и не аскеты далеко. Потому что и малейшего не можем понести. И даже тот слабый ничтожный пост, который мы, как нам кажется, налагаем на себя — для нас тяжек и невыносим. И порой просим послабления для себя как в физическом употреблении пищи, так и в других обстоятельствах. Но отметать сострадание и милосердие к ближнему — это ещё более страшное и ещё более пагубное состояние. Да, мы не аскеты, не подвижники, но мы же можем подать руку помощи тому, кто в этом нуждается. Если не можем помочь или не находим в себе силы, то хотя бы можем не злословить окружающим, перестать ненавидеть их, перестать произносить обидное и оскорбляющее слово в адрес окружающих нас. Хотя бы в этом можем приложить усилия? Можем! Но не прилагаем, потому что сознание наше омрачено грехом и в данной ситуации уподобляемся этому богачу. Может быть, в образе жизни здесь на земле мы далеко не богачи. Но по сути, как он не мог проявить добродетель, так и у нас не получается. По Преданию Церкви мы слышим о мытарствах блаженной Феодоры, которые душа её проходила после её физической смерти в загробной жизни. И вот последнее двадцатое мытарство – мытарство немилосердия, которое превосходит по своей тяжести вины даже тех, кто убивал и прелюбодействовал. Это немилосердие отлучает нас от Бога. Разворачивает нас на все 180 градусов. Об этом говорит нам Священное Писание. Христос обращается к ученикам своим со словами: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). В другом месте говорит Господь: «Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак 2:13). Если мы не можем проявить милосердие, то чьи мы сыны и чьи мы слуги? Не Христовы. Слуги того, кто в своей злобе и жестокости стремится погубить каждого человека, каждую душу. Стоит внимать своей душе, исследовать её, чем она наполняется. Какими чувствами, какими движениями. И если кроме гнева и возмущения там больше нет ничего, должны задуматься с вами о том, что это не Христова суть. А ежели не со Христом, то какая участь готовится нам? Погибель. А второй момент, которому научает нас эта притча – это долготерпение и благодарение Бога от лица человека во все дни его жизни. Была ли возможность у Лазаря возроптать? Ещё какая была возможность! Мог бы Лазарь прогневить Бога и проклинать вокруг всех, кто его окружает? Мог! Более того, немного приближаясь в различные периоды своей жизни к тому состоянию, в котором был Лазарь, не ропщем ли мы на обстоятельства, на людей, на Бога? И вот это есть мерзость пред Богом. И вот это оскверняет душу человека и лишает его также вечной жизни со Христом. Поэтому Лазарь мужественно и кротко переносит все мирские испытания свои, проявляет долготерпение и страдание здесь на земле, ибо грешен, как и каждый другой человек. И без всякого смущения с благодарением в сердце к Богу, он завершает свой жизненный путь. Он не произносит ни хулы, ни ропота, ни недовольства. И не отрекается от той веры к Богу, которая у него была. Имя Лазарь обозначает «помощь Божия» и сама жизнь этого бедняка свидетельствует о том, что только на Бога ему подобало уповать. Только Богом жить и в Нем пребывать, как здесь на земле, так и в вечности. Вот это весьма поучительно для нас, дорогие братья и сестры. Когда не хватает у нас сил и вот — вот возмущение и ропот, которые зародились у нас, выплеснутся наружу, будем всегда вспоминать бедного и праведного Лазаря. Который этим долготерпением приобрел вечное блаженство со Христом.
Имя богача не просто так не упоминается, поскольку по учению Церкви имя дается для вечности человека. А участь богача была вечной погибелью. Потому он потерял себя для жизни со Христом в Царстве Небесном и приобрел состояние пагубное. Лишившись того образа и подобия Божия в человеке.
И образ св. вмч. Димитрия Солунского как никогда подчеркивается в этой притче. Поскольку он, будучи в светском понимании человеком знатным, величественным, проявляет такое христианское милосердие, о котором никто даже не задумывался. Даже император Максимиан не предполагал, с каким человеком он имеет дело. И когда вмч. Димитрию было велено убивать и казнить смертью каждого исповедующего распятого, то он, возвратившись в Солуники, приказал раздать всё своё имение, возложил на себя пост, молитву и завершал свой жизненный путь в милосердии и сострадании к христианам. Более того, он объявил себя христианином пред всеми и ему также уготовил Господь мученический венец.
В истории летописи не раз упоминается о том, что когда наши предки язычники – славяне осаждали святую православную Византию, греческие племена и народы, в том числе и город Солуники, где пребывают мощи святого Димитрия Солунского, каждый раз они были посрамляемы и обращались вспять. Впоследствии, возвращаясь домой, рассказывали о том, что некий молодой строгий юноша заступался за это место. Без всякого сомнения жители того города говорили, что это был их покровитель святой великомученик Димитрий. А потому он является и нашим покровителем – покровителем святой Руси. Поскольку благодаря его служению Богу и его стоянию за други своя и наши предки язычники – славяне видели ту славу, силу и мощь православной веры христианской. Видели славу служителей её в лице св. вмч. Димитрия и задумывались о том, что сего служения они были лишены.
Милостью Божией наша святая православная Русь была крещена и до сего дня является православной, хранящей веру в Бога. И речь идет не о том, что много или мало поклоняются в нашей стране Богу. Главное, совершается молитва, богослужение и не ведем мы счет тому, кто молится, а кто не молится. Но видим, что до сего дня страна наша существует. А значит молитва не прекратилась и находятся те люди, которые обращаются ко Господу и молят о спасении своих душ и всего нашего Отечества.
Дай Бог, братья и сестры, чтоб по молитвам св. вмч. Димитрия Солунского спасались души наши, ограждались веси наши, города и Отечество от всех распрей, нестроений, от всякой пагубы, которые по дьявольской злобе сегодня обрушиваются на нас.
Всех вас поздравляю с праздником, аминь!
Затем было совершено молебное пение святому и крестный ход вокруг храма. Все присутствующие были окроплены святой водой.