27 марта,  в пятницу  4-й  седмицы Великого поста в храме в честь Космы и Дамиана села Осетровка  состоялось Соборное Богослужение. Благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин в сослужении настоятеля храма протоиерея Владимира Ляхова  и настоятеля храма Иоанна Богослова  иерея Виталия Сулик совершил Уставное богослужение  – Часы, Изобразительны и  Вечерню в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров. За богослужением молились прихожане храма, паломники из Верхнего Мамона и Нижнего Мамона. Многие прихожане исповедались и причастились Святых Христовых Таин.

По завершении богослужения отец Иаков  обратился к молящимся со словами наставления:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех вас, дорогие братья и сестры,   с Великим постом. На протяжении Великого поста в тех богослужениях, которые мы совершаем,  слышится в храме пророчество Исаии. И сегодняшний отрывок из его книги возвещает нам о нашем посте.  Господь через пророка Исаию повествует нам: «…они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» А господь в лице того же пророка Исаии дает ответ на это вопрошение: «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других». Пост иудеев был весьма внешним и они особо трудились в том,  чтобы именно на глазах у людей показаться постящимися, быть ревностными и особо служащими людьми. Поэтому даже если они исполняли различные трудности и тяготы поста, имели необычайную аскезу и старались воздерживаться от всякой недоброй нечистой пищи, полагали много трудов в молитве,  то по сути никакой пользы для их души не осуществлялось. Потому что,   как говорит пророк Исаия «Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других». И здесь, рассуждая над этими словами Священного Писания Ветхого завета, мы с вами не можем не обратить свой взор на то, как постимся мы. Как воспринимается нами Великий пост. Как воспринимается нами всякий пост, установленный Церковью.  И большинство вопросов, с которыми подходит чадо Церкви к своим пастырям, священникам, они сугубо внешние – батюшка,  как поститься? А что употреблять в пищу? А что не употреблять? А у меня здоровье слабое и т.д.  Всё это  нам знакомо.  А потому мы с вами, задавая такие вопросы, свидетельствуем о том, что не понимаем до конца спасительного дела поста в человеческой жизни. И относимся к посту также,  находясь уже чадами Нового завета, как некогда относились к нему иудеи, не знавшие  Христа — чисто внешне. Вот сказано в Уставе Церкви, что в сей день строгий пост,  и мы не вкушаем ничего, даже воды. И не дай Бог,  кто то на наших глазах вдруг нарушит этот пост, кто то сделает послабление – будет рыбу есть. Даже если на словах я не отреагирую, то в мыслях и в душе я начинаю рассуждать о том, что  сейчас  Великий пост, а он не постится – рыбу кушает. Всё это есть лицемерие и мерзость пред Богом. И внешних трудов, которые никакой пользы не приносят для души,  Господь не принимает. Потому и в молитвах своих  мы часто остаемся неуслышанными. Потому и в жизни своей не можем избавиться от такого  греха как ропот. Всем известен этот грех. И стоит нам в одном чем то возроптать и сказать,  да как это так, где же справедливость, и мы не замечаем как этот грех набирает такую силу, берет над нами такой верх , что мы начинаем роптать по пустякам и доходим до тех,  кто является служителем Церкви и до тех, кто несет на себе ответственность за целое государство.  Начинаем роптать,  а вместе с этим и осуждать власть,  предстоящую над нами и тех,  кто якобы  может облегчить и улучшить нашу жизнь на земле. Но мы весьма заблуждаемся в этом, если так рассуждаем. Потому что не может человек избавить другого человека от его тяжбы. Ибо всё,  что совершается в нашей жизни  по промыслу Божиему, по попущению Его. Никто не виноват в моих собственных страданиях и скорбях кроме меня самого. Никто!  И так мы доходим до ропота в адрес Бога. Потому что,  отрицая страдания, не желая нести свой крест здесь на земле, отрицая и отвергая всякие испытания,  трудности и сложности,  мы отказываемся от того, может быть, врачебного действия на наши души.  Чтобы проживая в себе то, что мы чувствуем, мы с вами смогли бы усмотреть в себе эти грехи страсти и пороки. Смогли усмотреть их в своей жизни  и постараться исправить. Может быть то тягостное  скорбное и горькое в моей жизни , что я получил,   служит именно тому, чтобы я исправился, одумался, покаялся  и произошла перемена в моей жизни. И эта перемена и будет моим спасением и приведет меня в общение с Богом. Именно в Боге успокаивается душа человека. Именно в общении с Богом человек приобретает  подлинно мир и  благоденствие. Потому что любая житейская слабость со временем иссякает и от неё остается только воспоминание – а как было хорошо тогда, а как здорово мы жили вот в те то года, а как вот трудно, плохо и тяжело сейчас. И в таком настроении проживает человек свою жизнь и теряет самое главное – время, полученное от Бога на то,  чтобы исправить эту жизнь. И,  в конечном счете мы начинаем роптать на Бога и уподобляемся тем же самым  фарисеям, книжникам, которые не принимали  слов Христа, не принимали Его заповеди. Но в своих внешних правилах и законах человеческих,  как говорит Писание, они доходили до такого безумия, до такого маразма, что начинали требовать от Бога блага как должное. Как то, что они заслужили. Дескать, я постился, молился и десятую часть отдавал от того, что имел, соблюдал закон. Поэтому вынь и дай мне,  пожалуйста  то, что мне надо на потребу. И в итоге человек в этих внешних правилах от Бога внутренне начинал требовать себе награды. Потому награда эта не праведная, а желаемая по гордости, по самолюбию и по тщеславию человеческому. Господь же призывает нас  смирить   душу свою, испытать её и умирить в себе свои грехи. Тогда награда, которую мы ищем,  будет для нас естественной. Что это значит?  Это значит, что человек, который изменяется, он освобождается над тем гнетом, который над ним был. Ведь наказание служит для назидания человека, для исправления его. А если человек исправляется , то уже и наказание не имеет над ним никакой силы. Поэтому мы, находясь сейчас в этом времени Великого поста, должны с вами рассуждать о том,  как мы свою жизнь проводим. Ищем ли мы в себе внутреннего общения с Богом, искореняем ли мы в себе свои страсти, пытаемся ли мы хоть немножечко  полюбить свою душу и вместе с ней полюбить души тех, которые нас окружают. Или же мы по прежнему пытаемся обособиться, отделить себя от других и превознести себя на что то высшее и достойное, чтобы все были обязаны нам. Мы должны помнить с вами, что человек должен иметь служение на земле. Он должен служить Богу и ближнему. Тогда он пытается свою жизнь провести по заповеди Божией. Заповедь Его гласит о любви. Поэтому молитвенно желаю всем вам,  дорогие братья и сестры, чтобы в дни Великого поста мы с вами смиряли свою плоть, свои грехи, свои страсти, свою гордость. Стремились к тому,  чтобы полюбить свою собственную жизнь, которую получили от Бога. Полюбить ближнего и через это подготовить себя ко встрече со Христом. Потому что Великий пост ведет нас всех к светлому Христову Воскресению. Как гласит пасхальное песнопение: « Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскрёсшу Тебе». Если мы сегодня со Христом пытаемся  распять свои беззакония и исправить свои жизненные пути, то имеем надежду на то,  что завтра  со Христом можем оказаться в раю. И вспоминать должны всегда образ святого благоразумного разбойника, будучи распятого на Кресте. Который говорит даже не помилуй мя,  Господи,   не исцели меня, не уврачуй меня,  не спаси меня,  а говорит следующее: « Помяни мя Господи во Царствии Твоем». То есть,  вспомни обо мне там. Просто вспомни. И вот это смиренное сознание человека пред Богом дарует ему не просто память, а нечто большее. Господь ему: « Ныне же будешь со Мною в раю». Вот на что мы должны опираться с вами. На такие примеры истинного покаяния,  раскаяния и исправления своей жизни. Вот благодатное время поста  и вот истинные плоды того бремени,  которое возлагает на нас Церковь – изменить свою жизнь, исправить свои грехи,  принести их Богу и  разрешиться от них. Молитвенно желаю всем нам помощи Божией и благодатных добрых трудов в дни Великого поста. Непрестанной радости о Христе Воскресшем,  чтобы с этим ликованием и добрым расположением духа встретить Пасху Господню. Аминь.

Затем отец Иаков от имени всего благочиния поздравил с Днем рождения настоятеля храма отца Владимира. Пропел ему многая и благая лета, пожелал помощи Божией  и благодатного служения Церкви Христовой.  Чтобы труды, молитва и Церковная жизнь были не только назиданием, но и радостным несением того Креста Господня,  который на него  возлагается.  Благочинный подарил отцу Владимиру икону Спасителя нашего Иисуса Христа