2 августа, в день памяти пророка Божьего Илии в Свято-Митрофановском храме с. Верхний Мамон  благочинный Верхнемамонского церковного округа совершил Божественную литургию. По завершении богослужения отец Иаков обратился к молящимся с пастырским словом:

Дорогие братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю с праздником. Сегодня Святая Православная Церковь чествует память святаго пророка Божия Илии. И сегодня совершается престольный праздник в главном Кафедральном Соборе нашей епархии в городе Россоши, где по обычаю проходят величайшие торжества. Завершается этим днем и епархиальный Ильинский казачий крестный ход.

Рассуждая о жизни святаго пророка Божия Илии,  мы с вами  прежде всего увидим то,  что это был человек до глубины души своей  ревностный и горящий к Богу. Он знаменит не только тем, что через его уста подавалась благодать Божия и изрекал он слова  жизненно важные и необходимые для того общества, где он жил, но порой слова эти были обличительны. Но это было не его хотение, не его старание. А это было  Слово Божие, которое он приносил как чистейший сосуд, наполненный благодатью Божией. Само тропарное молитвословие, посвященное памяти этому святому, гласит следующее: « во плоти Ангел пророков основание…». Это интересное словосочетание раскрывает нам суть его жизни. «Во плоти Ангел», то бишь жизнь его,  несмотря на то, что он был подобострастен, а это значит, что всё, что выпадает в нашей жизни:  все искушения, соблазны, потаенные подводные камни, преткновение,  которыми связывается наша душа – всё это было присуще и ему.  Но он отражал эти страсти и пагубные моменты тем, что горячо молился Богу. Был предан Ему во всем во все дни своей земной жизни. И потому, будучи таким же человеком как мы с вами, он пренебрег земными благами. Жизнь свою оценивал здесь на земле только духовными критериями. Не как человек, жаждущий пить, есть, одеваться. Он  оценивал свою земную жизнь временную как подготовку к вечности. И соответственно в малом по Евангельски он был верен Богу. То есть,  здесь на земле считанные дни —  дни,  когда мы познаем с вами старость, когда мы ветшаем, увядаем и заканчивается свет нашей жизни  — он пренебрег всем житейским и всем любострастным и подготовил себя к вечности так,  что смерть для него стала лишь неким переходом из этой жизни в общение  подлинное с Богом в загробной жизни. «Пророков основание» повествует нам тропарное песнопение потому,  что его труды и его проповедь коснулись всей сути человеческой жизни на земле. Его проповедь коснулась самого Христа. И впоследствии мы слышали от древних то, что восстанет пророк незадолго до пришествия Христа в духе пророка Божия Илии. Эти слова сказаны об Иоанне Крестителе. Иоанн Креститель также является горящим проповедником и ревностным служителем Божиим. Пророк Илия и Иоанн Креститель были ревностными назареями и были аскетами в своей земной жизни. То есть, свою телесную природу они содержали в изнурении, в постах,  и в молитве. И пренебрегали всеми телесными благами. По сути,  это ветхозаветное монашество. Рассуждая о том, что же такое монашество стоит отметить, что это есть постоянное пламенение к Богу. Касается ли искушение монахов? Касается. Но монахом истинным является не тот,  кто облачился в черные одежды, а тот кто внутренне в духовной своей жизни является пламенем  горящим, в котором сгорают все страсти, пороки и искушения. Какой бы мусор не попадал в сознание и душу такого человека, он попалялся бы горением к Богу и не приносил бы никакого соблазна. Если на свою жизнь перенести эти слова, то мы увидим обратное. Стоит увидеть нам по телевизору или услышать в народе хоть какое то маленькое соблазнительное искушение,  как тут же картинка перед глазами. И уже   не покидает наше сознание. Помыслы постоянно посещают голову и преследуют нас. Отсюда мы видим, что недостаточно в нас рвения, веры и любви к Богу, чтобы эти все искушения попалить, чтобы не навредить своей душе. И поэтому, принимая искушения очами своими, ушами своими, внешними телесными это искушение проникает в глубину нашей души и мы принимаем уже очами духовными и оскверняемся. Отчего же мы не можем сохранить чистоты ни тела ни духа. Оттого,  что мы теплохладные  люди по отношению к Богу. Оттого,  что недостает нам ревности и служения Ему. Оттого, что рассуждаем в своей жизни подчас о том , что довольно с меня раз в месяц посетить храм и сделать то, что должен: поставить свечи о здравии и упокоении своих близких, помолиться эти полтора два часа и дальше отправиться вновь в привычную свою земную жизнь, которой я руководствуюсь.  И места в этой земной жизни вне храма Богу нет. Это губительное отношение и к Богу и к своей душе. Неважно где мы находимся —  в храме Божием или в каком то другом месте своего земного странствия, мысль о Боге, памятование о Нем, молитва и стремление к Нему должны быть всегда в сердце и в нашем помышлении. Вот тогда мы с вами положим доброе начало тому, чтобы подражать тем трудам и тому служению, которое имели такие  величайшие проповедники и служители Божии как святой пророк Божий Илия. Дай Бог, братья и сестры, чтобы его пример пламенеющей любви к Богу, верности и стойкости в вере и отношение к своей земной жизни для каждого из нас было  бы величайшим примером.  И это сподвигало бы нас с вами полагать хотя бы малейшие труды для того, чтобы насколько это возможно,  в силу наших духовных и телесных дарований приблизиться к этому состоянию. Напитать свою душу той благодатью,  которой напитал Господь душу пророка скитающегося и стесненного. Мы слышали его слова в Священном Писании, где он говорит: «Возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять её». Это были слова скорби и страданий,  но не только о своей земной участи. Это было сокрушение внутреннее пророка и служителя Божия о том,  что люди, которым дается величайшая милость и благодать проповеди, пренебрегают этой проповедью. Пренебрегают этим Божиим словом и не хотят исправить  свою жизнь. Но бурным потоком несутся в пропасть, в бездну и приобретают себе ту участь, которая уготована дьяволом и слугами его. Вот о чем скорбит пророк Божий.

Молитвенно желаю всем нам помощи Божией, благодатных трудов на своем жизненном пути и служении Богу.

Затем был совершен праздничный молебен с водосвятием и все молящиеся были окроплены святой водой.