В Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) 6 января в Свято-Митрофановском храме с. Верхний Мамон благочинный Верхнемамонского церковного округа иерей Иаков Калинин в сослужении иерея Константина Деркачева совершил торжественное уставное богослужение: Царские часы, Изобразительны и Великую Вечерню в соединении с Божественной Литургией свт. Василия Великого.
Многие прихожане подготовились к исповеди и причастились Святых Христовых Таин. По окончании литургии был совершен чин «славления» Христа в Навечерие праздника. Священники торжественно вынесли из алтаря икону «Рождество Христово», которую поместили на центральный аналой и поставили перед ней подсвечник с горящей свечой, что символизирует собой явившуюся в небе Вифлеемскую звезду. Хор велегласно исполнил тропарь и кондак праздника:
Тропарь, гл. 4-й.
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока; Господи, слава Тебе».
Кондак, гл. 3-й.
«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо Превечный Бог».
Затем отец Иаков обратился к молящимся с пастырским словом:
Возлюбленные о Господе, братья и сестры! Поздравляю вас с «Сочельником» Рождества Христова. Сегодня, во всех храмах Русской Православной Церкви совершается особое праздничное и торжественное богослужение. На котором в обильном количестве мы слышим с вами Ветхозаветные чтения (Паремии) о том, как весь Израильский народ ждал полноту времен, когда Господь явится миру, приняв человеческое естество, и водрузив на Себя людские грехи и болезни, и даровав всем возможность вновь стать небожителями, вновь пожить духовной жизнью и вернуться в то самое потерянное общение, которое было некогда в раю до грехопадения между Богом и нашими прародителями Адамом и Евой. То, что совершается в эти святые дни, не может не наполнять наше сердце радостью. Несмотря на то, что Господь единожды, более двух тысяч лет назад родился здесь на земле телом, Он непрестанно рождается в наших сердцах. И мы с вами вторим тому славословию, которое было возвещено простым пастухам Вифлеемским на поле, где они пасли своё стадо. Множество небесного воинства славословило Бога такими словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14),». То, что совершается, возвещает всему миру о благоволении Бога к человечеству, дар и милость Господь дает человеку не по каким либо заслугам, а по Своей жертвенной любви, истинной и совершенной, всеобъемлющей, которую Господь имеет в Себе. Простые сердцем и образом жизни пастухи, слыша это славословие из ангельских уст, также приняли и следующее: «знамение дается сегодня роду человеческому». Они найдут младенца в пещере повитого и положенного в ясли Матерью Его. И когда они зашли в пещеру, где в этот момент находился Богомладенец Христос с Пречистой Матерью и Иосифом Обручником, то они увидели всё то, о чем было сказано им ангелами. И возрадовались очень, и возвестили это слово ангельское всем, кто там находился. Сказано, что Матерь Божия слагала каждое слово в сердце своем и размышляла о том, что же это будет за младенец. Сегодня, по прошествии нескольких тысяч лет, мы с вами вновь и вновь радуемся и ликуем, что Господь не оставил нас в наших прегрешениях, что Господь не отверг Своё творение, заблудившее от Него, осквернившееся и потерявшее тот самый образ, который был Богом дан человеку.
Сегодня «Отроча родися нам, Сын – и дадеся нам…» Младенец указывает на возраст и время, ведь Христос рождается в определенное время. Сын же указует на совершение Божества. Он дан нам Небесным Отцом. И в другом месте Священного Писания мы слышим, что «так возлюбил Бог Свое творение, что отдал Сына Своего Возлюбленного, дабы всяк верующий в Него, не погиб». Это не может не принести каждому скорбящему и уничиженному человеческому сердцу утешение и радость. Несмотря на все эти трудности и невзгоды, которые посещают нас в этой жизни, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день и в этот тяжелый период каждый из нас утешается тем, что совершает Господь для нашего спасения. И сегодня совершается и временное и вечное. Временное и вечное встречается и проживается вместе. Потому что то, что совершает Господь, дает нам возможность стать согражданами святым и своими Богу. Ведь апостол Павел возглашает в послании к Галатам, что мы во Христе имеем возможность взывать к Небесному Отцу «Авва отче!» (Гал 4). С другой же стороны жизнь наша здесь на земле временная, приходящая и вечно здесь на земле никто не будет пребывать. Но временное определяет нашу вечность и загробную участь. Об этом говорит апостол Иоанн Богослов во святом Евангелии, когда «Те которые сотворили благо здесь на земле наследуют жизнь вечную. Те которые сотворили зло — пойдут в муку вечную»» (Мф: 25:46). Господь совершает искупительный подвиг – рождается на крестоношение, берет на себя наши немощи, грехи и болезни. Пригвождает их ко кресту, врачует их и указует нам на путь земной жизни, который ведет в Царство Славы. Нам же подобает своей волей откликнуться на Его Божественный призыв и быть соработниками Ему всегда. Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы эти слова Священного Писания сподвигали нас к тому, чтобы мы не давали возможности действовать в нас нашим страстям. Для того, чтобы мы с вами применили этот образ в своей жизни. И чтобы мы с вами навсегда отвратились бы от греха и пожелали бы и возлюбили бы чистую и непорочную жизнь, как духовную, так и телесную. Ибо всё в человеке должно быть благообразно и созвучно друг другу. Ведь не случайно в Священном Писании сказано о младенцах: «ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мк:10:14). Казалось бы, для мудрого века сего эти слова неразумны. Как может младенец сравняться с образованным, знающим и наученным житейским опытом человеком. Однако же Господь указует на духовное состояние младенца. На его ещё не развращенность, созвучие и сочетание в нем его сердца, воли и стремлений. Поэтому Господь и говорит, что будьте младенцами всегда духовно, в своём отношении друг к другу. Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы рассуждение о том, что совершается сегодня в храме, сподвигало нас к тому, чтобы мы привели себя к Богомладенцу Христу подобно восточным персидским мудрецам, принесшим дары Христу. Они принесли Ему золото, ладан и смирну как некое символическое дарование, в котором сочетаются знак Божества, Царство Славы и жертвы и погребение. Нам же с вами подобает принести дар своей собственной любви по отношению к Богу и по отношению к тем, кто нас окружает. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19). Сердце любящее и жертвенное – это есть величайший дар, который мы можем воздать с вами Богу. Больше дать Богу мы ничего не в состоянии. И даже если бы от изобилия плодов земных мы принесли бы Ему всё, что находится в мире — это бы никогда не сравнялось с тем, что совершает сегодня Господь для рода человеческого. Только любящее и сострадательное сердце, сокрушенное и смиренное может воздать Богу должные дары, уделить Ему особое внимание и сделать возможность нас быть всегда собеседниками с Богом и в этой жизни и в жизни вечной. В этом есть благо, мир, радость и утешение каждого сердца христианина. Всех вас поздравляю с праздником! Аминь.